Horse-driving.ru - Конный драйвинг - Упряжная езда
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ!!!

Для снятия ограничений и полного доступа ко всем разделам, пожалуйста зарегистрируйтесь!!!

После регистрации Вам будут доступны разделы:

Книжная полка,
Мастерская конной упряжи
Мастерская гужевого транспорта

Вы сможете:

создавать свои темы
комментировать уже существующие
добавлять в раздел "События" свои мероприятия и соревнования

Пожалуйста зарегистрируйтесь, это не отнимет много времени, но нам будет приятно, что есть люди которым интересен наш сайт и информация размещенная на нем!!!

Мы так же всеми руками ЗА! помощь в наполнение сайте и его жизни!!!

СПАСИБО ВАМ ЗА ПРОЯВЛЕННЫЙ ИНТЕРЕС К САЙТУ О ЕЗДЕ В УПРЯЖИ
Вконтакте
Facebook
Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1

Нет

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (38) здесь было Вт 30 Янв - 14:53

ПЯТОЕ КОЛЕСО

Перейти вниз

ПЯТОЕ КОЛЕСО

Сообщение автор Horse-Driving в Чт 30 Ноя - 16:30

ПЯТОЕ КОЛЕСО

Число "пять" навеяло множество ассоциаций. "Пятая точка" имеется не только у туристов, но и у простых смертных. Наше время не отличается особой стыдливостью, а были другие времена. Мягкое место вызывало некоторое смущение, вот для него и придумали корректное название. Грозное "искать пятый угол" намекало на то, что будет очень сложно спастись от преследования, тебе создадут невыносимые условия, а безопасное место ты вряд ли найдешь. Про "пятую колонну" знают все мало-мальски интересующиеся политикой, под ней скрываются тайные агенты врага в тылу. "Пятым временем года" в Германии именуют время карнавалов, время дураков, когда позволены любые чудачества. Российские поэты вкладывали в это выражение свой, поэтический, смысл. Ахматова так называла любовь, без которой трудно прожить любому человеку, а Бродский считал свободу пятым временем года или восьмым днем недели. Не предусмотрено календарем, но в любви и свободе нуждаются абсолютно все.
И, наконец, выражение близкое к нашей теме: "Пятая (последняя) спица в колеснице" означает что-то лишнее или того, кого презирают. "Пятое колесо в телеге" - это синоним к предыдущему выражению. Понятное дело, у телеги только четыре колеса и пятое ей совсем ни к чему. Однако у гужевого транспорта, хотя технология его изготовления на протяжении столетий почти не менялась, была очень традиционной и, можно сказать, консервативной, тем не менее впитывала в себя какие-то необходимые ему новации, достижения технического прогресса. Все повозки изначально были неповоротливыми, пока не было придумано пятое колесо. Это был технический прорыв. Его устанавливали горизонтально над парой передних колес, то есть под кучерским местом. С помощью этого, пятого, колеса можно было поворачивать экипаж влево или вправо. Оно отнюдь не было лишним. Впоследствии его стали заменять мощными пружинами для этих же целей. А в России в качестве поворотного элемента у царских карет использовалось устройство под названием "лебяжья шейка". Красиво, но очень громоздко! Чем больше я знакомлюсь с историей экипажей , читая о них, тем с большим уважением отношусь к тем людям, которые что-то изобретали. Ведь по большому счету в современном автомобиле, в его ходовой части используется все то, что было придумано давным-давно. Идея была предложена, а со временем она шлифовалась и совершенствовалась. Хвала предкам!



Ходовая часть экипажа удивляет своей лаконичностью, в ней нет ничего лишнего. А уж пятое колесо - настоящее загляденье. Вся конструкция без единого заусенца, гладкая на взгляд и на ощупь, что можно понять даже по фотоснимку. Это делали не ремесленники, а мастера высшей квалификации. Их работа заслуживает быть выставленной в музее спустя столетия. С пятым колесом в телеге мы разобрались, а вот с остальными четырьмя еще предстоит. Ходовая часть экипажей имеет общие принципы изготовления, время на протяжении столетий не властно над конструкцией. Сдвинется "колымага" с места или нет, во многом определяется колесами. Довольно рано стало понятно, что передние колеса должны иметь мЕньший диаметр, чем задние, ведь именно за счет разницы в диаметрах будет достигнута способность поворачивать экипаж. Принципиальным был вопрос и о количестве спиц в колесе. В переднем колесе было 10-11 спиц, в заднем - 11-12. А для крупных, тяжелых экипажей в заднее колесо вставляли 16 спиц. Столько спиц можно насчитать в огромном заднем колесе в карете типа "берлина", принадлежащей Габсбургам. Колеса всегда изготавливались с особой тщательностью, ведь они должны были выдерживать ударные нагрузки, возникающие при движении. И даже, изготовив колесо, проводили нечто вроде испытания. Колесным ободом просто били об землю, чтобы убедиться, выдержит оно на себе экипаж или нет. И закончить хочется этот раздел народной мудростью, как он и был начат: "Давайте, ребята, не будем вставлять друг другу палки в колеса!"

САМЫЙ РОМАНТИЧЕСКИЙ ЭКИПАЖ

В 18 веке в баварском городе Ландау изобрели легкий четырехколесный экипаж с мягкими рессорами, легким ходом и роскошной отделкой, в чем Вы сами сможете убедиться, разглядывая снимки и картинки, схемы. Он и получил свое название от имени этого города - ландо. У этого экипажа была складывающаяся вперед и назад крыша. Поднятый верх превращал ландо из открытого в закрытый экипаж, что создавало романтическую обстановку для двух пар, находящихся в повозке. Пассажиры в ландо размещались на переднем и заднем сидениях лицом друг к другу, что было принципиальным, отличительным признаком этого вида повозки. Самым крупным заказчиком этих новых экипажей стала Франция, понимавшая толк в удовольствиях жизни. Французы умели ценить все, что помогало романтическим отношениям. Ведь и выражение "vis a vis" в переводе с французского означает "сидящий напротив", а это и есть особенность рассадки пассажиров. Да и на музейной табличке написано то же самое. Существовал и облегченный вариант экипажа, у которого был складной тент над задним сидением. Называлась эта повозка ландолет. Именно ландолет у Вас, уважаемые читатели, перед глазами.



Схема - очень условный рисунок, но и она может дать представление об элегантности повозки благодаря гармоничным плавным линиям.




Конструкция ландо не позволяла пассажирам управлять лошадью, поэтому на данном средстве передвижения требовался кучер. Ландо считались роскошными, дамскими экипажами, их используют и как фиакр в парадном случае. С технической точки зрения ландо появились на свет довольно рано, задолго до того, как придумали рессоры, а произошло это лишь в начале 19 века. Поэтому первоначально кузов кареты подвешивался на ремнях, потом стали применять пружины вплоть до изобретения рессор, без которых сегодня не обходится ни один автомобиль. В наше время дворцовый этикет диктует этот вид экипажа в торжественных случаях, например, при бракосочетании в королевской семье. Причем используется именно старинное, классическое ландо, на котором на венчание отправлялась не одна королевская пара. Какие-то два с половиной года назад вся планета любовалась бракосочетанием в королевском доме Англии принца Уильяма и герцогини Кембриджской Кейт Мидлтон. Молодая пара проехала по Лондону в открытом ландо, а королева Великобритании Елизавета воспользовалась закрытым вариантом кареты. Этим каретам более ста лет, и они не впервые на своем веку видят счастливые супружеские пары. Да и сами кареты не выглядят дряхлыми старушками. И кузов у них подвешен на ремнях.



Внутри карета простегана красным бархатом. На запятках стоят лакеи в красивой дворцовой униформе, фонари сияют от блеска, наведенного лакеями заранее. И такие фотографии можно найти в интернете, но смотреть на них непросто: хочется оказаться на месте счастливых молодоженов. Мечтать не вредно, важнее, чтобы наши фантазии, хотя бы через раз, но сбывались.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ НА ОХОТУ, ДАМЫ И КАВАЛЕРЫ НА ПИКНИК

По мере развития транспортных средств передвижения, они начинают носить функциональный характер, то есть экипажи приспосабливаются к определенным потребностям и обустраиваются под них. На псовую охоты аристократия выезжала многочисленной компанией в специальном охотничьем экипаже, который назывался БРЕК. Он был на рессорах для мягкости хода, с кОзлами для кучера, имел две продольные скамейки для пассажиров, там же можно было разместить охотничьи трофеи. Охотничий выезд подчас сопровождали повозки дог-карт. Они были очень легкими, небольшими и представляли собой ящик для доставки охотничьих собак к месту гона диких животных.



Вот такой охотничий экипаж и выставлен в музее Кёстхея, и даже трофей, заяц-русак, там ожидает своего часа быть доставленным на графскую кухню. Качество экипажной работы никого не оставит равнодушным. Продумано все, даже ступенька, чтобы охотникам было удобнее. А мне вспомнились грузовики, на которых мы ездили в студенческие годы на картошку. Забираться приходилось сначала на грязные колеса, а потом перемахивать через борт, а спускаться нужно было, прыгая на землю, в скользкую грязь. И растянуться было нетрудно. Иного не было дано.



А выезд ни пикник в такой закрытой карете, похожей на цитадель на колесах, был доступен только избранным в 18-19 веках. В такой карете можно было держать осаду от разбойников на малолюдной лесной дороге. Рессоры у кареты подняты очень высоко, скорее, для большей проходимости, козлы для кучера тоже высоки. Мест в карете не так уж и много, но зато есть где разместить все необходимое для пикника. Такая глухая карета также представлена в экспозиции, но в ней предусмотрены ниши, в которых размещали корзинки с провиантом, столовыми приборами, печками и прочей утварью. На карете укреплен если и не колчан, то открытый круглый кофр, сплетенный из лозняка, для зонтиков, клюшек для игры в гольф. Правда, я не уверена в исторической точности этого утверждения, не знаю, когда вошел в венгерский быт гольф. Все тонкое и длинное уместится в этом футляре. Если отдыхать, то с максимальным комфортом. Аристократия понимала в этом толк.



Последняя фотография с каретой для пикника любопытна одной деталью. Рядом с ней мы видим другой, черно-красный экипаж, также для пикника. У него есть плетеный кофр с зонтиком с левой стороны. А еще к этому экипажу приставлена лесенка почти двухметровой высоты. Забираться в некоторые экипажи было проблематично, особенно дамам. Технические новации проявлялись в том, что со временем такие лесенки стали заменяться удобными ступеньками, складывающимися как гармошка. Их уже можно было спрятать в самом экипаже.

ПОЧТИ КАРЕТНЫЙ САРАЙ

Этот зал в музее я бы условно назвала каретным сараем, местом ночлега экипажей, которые в усадебном быту должны быть всегда под рукой, всегда на ходу. То барин отправится с инспекцией, как ведется хозяйство, то управляющий проверит работу на полях, в садах и конюшнях, то посыльный отправится с поручением. Да мало ли для чего понадобится упряжка. В зале выставлено много экспонатов, однако, как мне кажется, среди них преобладают дрожки. Дрожками называлась легкая четырехколесная открытая повозка для коротких поездок. Очень боюсь что-то напутать, все-таки технической жилки во мне нет. Да простят меня мужчины, знатоки техники. Итак, те средства передвижения, что видим мы в "каретном сарае", по большей части являются дрожками, с женской точки зрения. Очень щегольскими дрожками, у большинства из них уже есть крыло над колесами. И несколько экипажей помечены именем князя Эстерхази, что ясно из табличек. На них также упомянут город Kocsi, в котором венгерские каретники придумали облегченную конструкцию экипажа. Будучи приближенным ко двору Габсбургов, Эстерхази имел венгерские корни, чем очень гордился. Наверное, эти экипажи, прежде чем попали в музей, имели любопытную историю, о которой мне, увы, неизвестно. А хотелось бы узнать.
На фоне дрожек заметно отличается только один экипаж. Он ярко-желтого цвета и с боков закрыт драбиной (лестницей), решеткой. Возможно, для каких-то сельскохозяйственных нужд так было удобнее.


Источник: http://www.otzyv.ru/read.php?id=168230[/j]

_________________
О езде в упряжи
Сайт: horse-driving.ru
E-mail: info@hose-driving.ru
Мы в Вконтакте: https://vk.com/horsedriving
avatar
Horse-Driving
Admin
Admin

Сообщения : 228
Очки : 3186
Репутация : 0
Дата регистрации : 2017-11-26
Возраст : 46
Откуда : СССР

http://horse-driving.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения